s0l_veyg (s0l_veyg) wrote,
s0l_veyg
s0l_veyg

Categories:

Пятница. Зисман. АЛЬТ

Еще только преддверие пятницы, но действительно - Зисман. Альт.
Когда-то я хотела сама сделать цикл подобных зарисовок, но по ознакомлении с творчеством Зисмана требую засчитать мне техническое поражение в связи с неявкой на поле литературного боя.

Хотя возможно про альтистов я все же когда-нибудь напишу, больно они славные :)


Оригинал взят у edvoskina в Пятница. Зисман. АЛЬТ
начало http://edvoskina.livejournal.com/115934.html

Типа, введение

-Сколько всего анекдотов про альтистов?
-Два.
-А остальное?
-А остальное правда.




Альтист - это не диагноз, это алиби!

Альт и альтисты занимают особое положение в музыкальном мире. Альт по-прежнему, несмотря ни на что, действительно считается музыкальным инструментом, а альтисты стали таким же символом устной культуры, как габровцы, чукчи и многие другие.
Ну, а теперь, по порядку.

Что это такое, зачем оно и откуда взялось
Старики рассказывают, что альт родился в тот момент, когда Страдивари, собирая очередную скрипку в страшно поддатом состоянии, натянул струны на коробку от обуви.

Тут необходимо некоторое пояснение. Пытливая психология музыкальных мастеров в попытке расширить диапазон какого-либо инструмента всегда указывала один и тот же эволюционно-технологический рецепт. Ёжику, даже не изучавшему акустику, понятно, что при конструктивном увеличении размеров звучащего предмета, он будет воспроизводить более низкие звуки, а при уменьшении - более высокие. Это справедливо для всего - от органных труб до жестяного ведра. А дальше логика очень простая. Если у вас в руках кларнет и вам страшно нравится его звучание, а хотелось бы выйти вниз за пределы его диапазона, вы просто делаете кларнет побольше и получаете искомый результат со звуком пылесоса и называете его бас-кларнетом. Если вверх - делаете уменьшенную модель, и у вас в руках эсный кларнет (кларнет in Es) с голосом истеричного лилипута. То же самое с неизбежностью шишки после удара по лбу было проделано со всеми инструментами - от флейты до бас-тромбона. И от скрипки до контрабаса, просто исторически несколько иначе по части эволюции.
С одним маленьким НО.



Альт как жертва компромисса или Против науки не попрёшь

-Когда альт звучит лучше всего?
-Тихо потрескивая в камине.


Те, кто имел дело с сэмплированным звуком (это заранее записанный образец звука с определённым тембром), прекрасно знают, что при назначении сэмпла на другую ноту, тембр остаётся прежним в довольно узком диапазоне. Дальше он начинает меняться, и чем дальше от оригинальной его высоты, тем больше. В акустической нецифровой жизни происходит то же самое. Поэтому альт-саксофон отличается на слух от тенора, а скрипка - от контрабаса, даже если они будут играть одни и те же ноты. Что, в принципе, возможно.
У Шнитке есть очень прикольная пьеса для двух скрипок под названием Moz-art и подзаголовком "проект реконструкции наполовину утерянного произведения 1783/1976". В конце пьесы для полного счастья и достижения художественного результата Альфреду Гарриевичу не хватило диапазона скрипки вниз, и там предлагается второму скрипачу опустить строй струны Соль. Об акустическом результате судить не берусь (я видел только ноты), но здесь скрипка залезает на рабочую территорию альта. Это функциональная зона его работы - сектор между скрипкой и виолончелью. Особенно это заметно в квартетной музыке, когда понимаешь, что без альта у тебя заметно связаны руки. Можно обойтись и без него - сектор перекрывается по диапазону и сверху, и снизу, но начинаешь понимать, что эта скрипка-переросток не даром ест свой музыкальный хлеб.
У альта как инструмента есть одна конструктивная особенность, определяющая его некоторую звуковую недоношенность. Дело в том, что в соответствии с законами акустики, у инструмента, работающего в этом диапазоне, размер резонаторного ящика (корпуса) должен быть несколько больше. Но акустически идеальный размер не позволяет комфортно на нём играть.
Я ничего не могу поделать, но ёмкости всем знакомых бутылок очень удобны для описания музыкальных инструментов. Хотя бы в силу того, что являются некоторым понятийным эсперанто. Если размер скрипки принять за базовую поллитру, то размер альта соответствует не 0,7, как естественно было бы ожидать, а всего лишь 0,66, что, безусловно мало, если вы хотите играть по-настоящему. Всякий понимающий человек скажет, что разница невелика, но, безусловно, оскорбительна. Вы будете смеяться, но я, как человек с научным складом ума, посчитал - пропорция довольно точно соответствует. Инструменты, сделанные для сольной игры, действительно покрупнее, доходя до оптимальных 0,7.


Но за это исполнителю приходится расплачиваться ещё большей растяжкой пальцев. И без того немалой.
Обычно альт звучит по тембру довольно близко к вышеописанному изделию Страдивари. Хотя бывают вызывающие изумление исключения. Божественным звуком настоящего музыкального инструмента играл замечательный альтист Лёня Каплан, с которым мне посчастливилось пересечься в этой жизни. И талантливейший раздолбай Юрий Башмет, с которым (под руководством В.Зивы, что существенно) за полтора часа был сделан и собран Альтовый Концерт Шнитке. А также очень выразительным было зрелище, когда перед выездом на концерт в какой-то дыре под Туром во Франции, расположившись на капоте арендованной колымаги с альтом, он разглядывал абсолютно новое для себя произведение, которое через час с небольшим собирался исполнить перед публикой.

Все люди как люди

Конкурс в оркестр. Альтисты играют концерты: Хоффмайстер - Стамиц, Стамиц - Хоффмайстер. Наконец, концертмейстер вторых скрипок не выдерживает: "Неужели у вас нет других концертов?!!"
Альтист: "А ты назови хоть один концерт для второй скрипки".


Все нормальные инструменты играют в скрипичном и басовом ключах. Как правило.
Вообще-то говоря, ключ довольно толковое изобретение. Это знак, указывающий на нотном стане точку отсчёта. Как нулевой меридиан. Или как ноль на оси ординат. Скрипичный Соль, показывающий, что соль находится на второй линейке или басовый Фа, говорящий о том, что фа малой октавы - на четвёртой. Идея выбора ключа под ситуацию заключается в том, чтобы задействованный диапазон по большей части уместился в пределах базовых пяти линеек плюс-минус чуть-чуть. Когда-то ключей было очень много. Тенденция к стандартизации и здравому смыслу свела, в основном это число к двум. И только альт нотируется в альтовом ключе. Что технологически оптимально, но никому, кроме них, непонятно.



Как попадают в альтисты.

-Что должен сделать альтист, если за ним гонятся слон, жираф и бегемот?
-Слезть с карусели!


Хорошо, я вам расскажу. Ничего оскорбительного в этом нет. Сначала ребёнка порют за то, что он играет на скрипке. Причинно-следственные связи там выстроены как-то иначе, но результат является константой. Ибо сказано в Писании "Будьте как дети, и вас обязательно выпорют". По достижении некоторой критической величины частоты и амплитуды порки, отрока, при наличии у него больших рук, переводят из Спивакова в Башметы, уже приблизительно представляя себе, чем ему предстоит заниматься всю оставшуюся жизнь.
Иллюстрация и объяснение этого тезиса:
Помирает старый альтист. К нему подходит сын - "Папа, папа!". Он открывает глаза и поправляет: "Ум-па-па, ум-па-па".
Да, это их судьба и карма. Скрипки и флейты играют мотивчик, туба с контрабасами - сильную долю, а альты с валторнами всё, что осталось. Причём валторнисты от этого очень страдают физически, потому что это выносит после маршей и вальсов Штрауса весь аппарат, а альтисты - морально. Хотя они сильные. Я сам видел. В Твери.
Собственно, я зашёл в магазин за бутылкой. В Твери есть замечательное предприятие "Вереск", которое делает очень приличный джин и настойки. При магазинчике - кафешка, в которой наливают.
За столиком сидел струнный квартет. Видимо, после концерта, хотя и днём. По лицам я бы, конечно, не догадался, но они были с футлярами. Квартет уже был максимально оптимизирован к окружающей действительности. Разговор шёл о том, что надо бы малость догнать. Проблема была только в том, чтобы выдвинуть из своих рядов того, кто сможет дойти до прилавка и обратно. На том этапе смог только альтист.



Так вот. В сущности, альтист - это скрипач-расстрига. Ничего в этом кошмарного нет. Потому что, чья бы корова... Сам был разжалован из пианистов в гобоисты. А позже добровольно ушёл и из теоретиков. Но это уже был свободный выбор свободного человека. Который понял, что духовая форма сотрясения воздуха оплачивается лучше теоретической.
Таким же, как мы, только лучше, был гобоист-расстрига и, к тому же дезертир, Уильям Гершель, которого мы знаем не по двум дюжинам симфоний, которые он по инерции успел накатать, а потому, что он открыл Уран. Ну, и там ещё по мелочи. Спутники всякие и инфракрасное излучение.
Так что ничего страшного. Кому-то и альтистом нужно быть.

Альт в оркестре

Концертмейстер альтов заболел ящуром. Пришлось сжечь всю группу.

В антракте подходит инспектор к дирижёру: "Маэстро, во время первого отделения умер концертмейстер альтов. Что делать?"
-"Ну я даже не знаю, пока пересадите на второй пульт".


Сольной музыки для альта в оркестре относительно немного. Это знаменитые альтовые номера из "Жизели" и "Коппелии". А в симфоническом репертуаре знаменитое "афишное" соло в "Дон Жуане" Рихарда Штрауса и Концертная симфония для альта с оркестром "Гарольд в Италии". Хотя это произведение фактически является инструментальным концертом.

"Приступая к сочинению симфонии на сюжет байроновского "Чайльд-Гарольда", Берлиоз почувствовал, что таинственный, меланхоличный и чуть глуховатый лажовый тембр альта как нельзя лучше соответствует характеру выбранного им героя...".

В оперной музыке альты с их жёстким шелестящим звуком используют для изображения зловещих и потенциально неприятных для героев ситуаций. Я это замечал и у Чайковского, и у Верди.
Поинтересовался у альтиста, где в симфонической музыке ярко использована группа альтов. В пределах выкуренной сигареты он перечислил Четвёртую Брукнера, Десятую Малера, Первую и Пятую Чайковского (Первая фактически с альтов и начинается), и почти все симфонии Шостаковича. Потом загасил сигарету, вздохнул и добавил: "Самый печальный инструмент".

У композиторов есть две дурацкие привычки. Писать одну и ту же партию английскому рожку и валторнам, потому что все они транспонирующие инструменты in F, и даже в XIX веке их удобнее всего было копипастить.
И то же самое проделывать с рожком и альтами. Видимо потому, что они играют в одном диапазоне и можно, не особо размышляя, ещё раз откопипастить и выдать за микстовый тембр. При этом каждый чётный дирижёр в этих случаях говорит, что это соло рожка, а нечётный, наоборот, что альты здесь главные, а рожок, типа, краска. Это я, в частности, про "Ромео и Джульетту" Чайковского и Вторую симфонию Рахманинова. Ну и ладно, мне не жалко. Однажды на довольно тесной сцене я оказался прижатым к группе альтов. Практически в гуще альтов. Это был очень интересный experience. Потому что я так и не понял, к кому из них пристраиваться.

В чём разница между первым и вторым пультом альтов?
-В полтона.
А между первым и последним?
-В полтакта.


В реальной действительности

Если в горящем доме оказались альтист и дирижёр, и вы можете спасти только одного, что вы выберете - выпить кофе или сходить в кино?

Лучшее шоу в мире я пропустил. Но слышал о нём от очевидцев. Мой бывший одноклассник, а в ту пору концертмейстер группы альтов в оркестре Понькина, и сам маэстро с добрым садистским удовольствием рассказывали друг другу анекдоты. Один - про дирижёров, другой про альтистов.

В жизни всё выглядит не так страшно. Всё-таки любой профессиональный фольклор довольно жесток. Я каждый день встречаюсь с этими милейшими созданиями и ответственно могу заявить, что их спокойно можно причислить к виду Homo Sapiens. Практически всех.


-Почему анекдоты про альтистов такие тупые и короткие?
-Потому что их сочиняют скрипачи...


(Всё-таки они обиделись)

Обидишься тут, когда...

Волк-альтист попал в капкан. Отгрыз себе три ноги, но из капкана так и не выбрался.

В ресторане виолончелист и два альтиста. Официант принимает заказ.
Виолончелист - Мне, пожалуйста, красного вина и мяса.
Официант - А овощи?
Виолончелист - Овощи будут то же самое.


Ну, и так далее. А за что? Они же добрые и хорошие...


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments